Войти

Рейтинг информационной системы

Согласно Требованиям к качеству функционирования информационных систем, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, разработанным на основе Приказа Минцифры России от 12.08.2021 №829, каждая система в СМЭВ оценивается по двум показателям:

1.     Скорость информационного обмена.

Отображает среднее полное время формирования сообщения-ответа со стороны Ответчика за один календарный месяц, т.е. оцениваются только участники в роли Ответчика. Учитываются только те сообщения, по которым в отчётный период получены сообщения-ответы от поставщика.

2.     Доступность информационного обмена.

Отображает долю неотправленных и неполученных сообщений из-за типовых ошибок, переполнения очередей и ФХ за один календарный месяц по вине участника. Оцениваются участники и в роли Инициатора, и в роли Ответчика.

Учитываемые ошибки в СМЭВ 3:

            ·       Переполнение размера квоты на ФХ;
            ·       Переполнение размера квоты на количество сообщений в очереди ИС;
            ·       Истечение срока хранения сообщения в очереди ИС (15 дней);
            ·       Ошибки проверки подписи сообщения;
            ·       Несоответствие при ФЛК проверке;
            ·       Ошибка доступа.

Учитываемые ошибки в СМЭВ 4:

             ·       Недоставленные РЗ с Агента ПОДД поставщика до Витрины данных;
             ·       Необработанные РЗ в Витрине данных;
             ·       Недоставленные результаты РЗ с Витрины данных до Агента ПОДД поставщика.

Методика расчетов расписана в Требованиях к качеству функционирования ИС.
На основе полученных результатов показателей осуществляется оценка Информационной системы согласно таблице 1.

Таблица 1. Оценка уровня качества функционирования ИС.

Показатель качества

Количество баллов

1

2

3

4

5

Скорость выполнения информационного обмена

> 48 ч

> 12 ч 

≤  48 ч

> 60 сек ≤ 12 ч

> 2 сек

≤ 60 сек

≤ 2 сек

Доступность информационного обмена для ИС

< 70%

< 85%

 ≥ 70 %

< 95%

≥ 85% 

< 99 % ≥ 95 %

≥ 99 %


Целевые значения – оцениваемые на 5 баллов. Допустимые – оцениваемые на 4 балла.
В случае, если балл равен 3 и ниже, необходимо провести мероприятия по улучшению качества обменов.
Проверка показателей качества системы

Для того, чтобы получить информацию по оценке своих систем, участнику необходимо авторизоваться в ЛК УВ и перейти в карточку ИС своей организации. В карточке выбрать раздел Показатели качества (Рисунок 1).

Форма просмотра показателей качества в карточке ИС.png
Рисунок 1 – Форма просмотра показателей качества в карточке ИС.

Здесь можно просмотреть показатели как для СМЭВ 3, так и для СМЭВ 4 – переключением между одноименными вкладками. Выбирается интересуемый период (не ранее 12 месяцев), после чего отображается информация по каждому из показателей.

Под наименованием показателя отображается значение, соответствующее системе за выбранный месяц, а справа от показателя – оценка в звездах. Под звездами указаны значения, за которые ставится данная оценка.

Важно учитывать, что показатели качества рассчитываются не ранее 15 числа каждого месяца, поэтому выбор месяца доступен после 15 числа следующего за ним месяца (напр., 16 марта за февраль).

Рекомендации по улучшению качества обмена в СМЭВ 3

Если оценка системы по скорости выполнения или доступности информационного обмена ниже 3 баллов, необходимо определить причины возникновения задержек или ошибок соответственно.

Определить, на каком этапе и по какому ВС возникают задержки, влияющие на скорость выполнения обмена, можно с помощью мониторингов ЛК УВ Агрегированные показатели обменов СМЭВ3 для инициатора и для ответчика (в зависимости от роли). Если определяется, что существуют задержки на этапе вычитки запросов, ответчику необходимо увеличить интенсивность опроса очереди (отправка сообщений методом GetRequest).

Если интенсивность опроса очереди упирается в лимиты СМЭВ3, при этом в очередь попадают сообщения по нескольким объемным по частоте обращений видам сведений, рекомендовано использование Специальных очередей.

Если долго готовится ответ, необходимо на стороне Ответчика определить причины и принять меры по устранению задержек.

При низкой оценке доступности информационного обмена необходимо:

  • Уточнить тип ошибок, которые возникали в ходе обмена (описание доступно в статье Описание типовых возвращаемых ошибок СМЭВ);
  • В зависимости от типа:
    • При непрохождении ФЛК проверки привести сообщения в соответствии со схемой ВС;
    • При переполнении квоты на очереди увеличить интенсивность вычитки сообщений;
    • При переполнении квоты на ФХ разобраться в причинах своевременного получения вложений;
    • При ФЛК ошибках привести сообщения в соответствия со схемой;
    • При ошибках, связанных с сертификатом, проверить на актуальность и корректность использованного сертификата.

Рекомендации по улучшению качества обмена в СМЭВ 4

Определить, на каком этапе и по какой витрине или РЗ возникают задержки, влияющие на скорость выполнения обмена, можно с помощью мониторингов ЛК УВ Агрегированные показатели обменов СМЭВ4 для потребителя и для поставщика (в зависимости от роли).

Если обнаружены задержки во времени обработки запроса или ответа в Витрине необходимо перепроверить корректность сетевой настройки окружения связки «Агент ПОДД – Витрина данных». Если обнаружены задержки в ответах от Витрины данных, необходимо проверить корректность используемых индексов в Витрине данных, которые могут вызывать задержки обработки в самой Витрине.

При низкой оценке доступности информационного обмена необходимо:

  • Уточнить тип ошибок, которые возникали в ходе обмена;
  • В зависимости от типа:
    • Определить причину проблемы по логам Агента ПОДД (РЗ не доставлены с Агента до ВД);
    • Разобраться с причинами в ПОДД-агенте – в топике Кафки с ошибками (в случае недоставки результатов РЗ);
    • Выяснить проблему с необработкой РЗ в Витрине (через query-execution).
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий к статье